ООО «УК БФА».
197186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 22-24, лит. А, пом. 96-Н (ул. Малая Конюшенная, д. 5)
тел. +7 (812) 329-15-99, факс: +7 (812) 329-15-91,
contact@bfa.ru, www.am.bfa.ru

Интервью Генерального директора УК БФА Сергея Борисова

12 февраля 2010

Управление в шторм

Последние два года выдались непростыми для индустрии коллективных инвестиций. Резкое снижение стоимости чистых активов, недовольство инвесторов, отток средств из паевых фондов и со счетов доверительного управления, судебные иски со стороны клиентов - негосударственных пенсионных фондов – вот неполный список напастей, обрушившихся на управляющие компании в последнее время. Справляются с ними участники рынка по-разному, но в большинстве своем опускать руки не собираются. Текущее состояние и перспективы отрасли «НД» обсудили с Сергеем Борисовым, генеральным директором УК БФА, который когда-то стоял у истоков создания компании и около года назад вернулся, чтобы возглавить ее в переломный момент.

Каковы ваши ощущения по итогам минувшего года?

В момент, когда я пришел в компанию, ближайшие перспективы и для рынка, и для отрасли выглядели, мягко говоря, нерадужно. Мы прекрасно помним, как прошлой зимой некоторые участники рынка прилюдно справляли поминки по российскому фондовому рынку в эфире РБК.
У многих игроков рынка присутствовало настроение неопределенности и непонимания, куда двигаться, что делать. В то же время, необходимо было оперативно принимать управленческие решения, фактически на ходу перестраивать работу риск-менеджмента, чтобы защитить интересы пайщиков. Благодаря решительным действиям нам удалось практически полностью избавиться от дефолтных и неликвидных бумаг в наших фондах. Например, нам удалось добиться от Правительства Московской области выполнения своих обязательств в полном объеме. 
Что касается итогов фондового рынка, то он за 2009 год вырос более чем на 100%. Впрочем, причины такого стремительного роста вполне объяснимы: меры, предпринятые властями в попытке не допустить коллапс финансовой системы, привели к ситуации гиперликвидности. Грубо говоря, у банков слишком много денег, которые они должны где-то разместить, но не готовы активно направлять на кредитование экономики. Основная проблема по-прежнему заключается в высоких кредитных рисках. Банки не видят особых предпосылок для  роста реального сектора, приплюсовывают макроэкономическую неопределенность и прекрасно понимают: одно неверное движение – и вполне платежеспособного на сегодня заемщика может накрыть новая волна спада. В результате даже те банки, которые всегда считались коммерческими, то есть ориентированными на кредитование физических и юридических лиц, существенно увеличили портфель ценных бумаг, ведь деньги должны приносить доход. Повторюсь: безумная ликвидность во многом определяла рост рынка в прошедшем году.

И что дальше?

Вопрос в том, как будут действовать регуляторы. Как они будут стимулировать кредитование, чтобы запустить деньги в экономику, какие инструменты для этого будут выбраны. Ответы на эти вопросы пока не сформулированы, над ними усиленно работают в большинстве стран мира.

Как вы оцениваете перспективы российского фондового рынка на 2010 год?

Сегодня мировой финансовый рынок как никогда зависит от регуляторов и финансовых властей, их действия или бездействие во многом определят ситуацию на рынке. Пока на рынке сохраняется экстраординарная ликвидность, рынок будет расти. Это будет происходить достаточно нервно, с высокой волатильностью, но в целом тренд положительный, хотя от рыночной конъюнктуры по-прежнему можно ожидать любых неожиданностей. Предположу, что перспективы для получения прибыли в 2010 году неплохие. Думаю, что  доходностей под 200 % годовых, как мы наблюдали в 2009 году,  не будет, но  по некоторым инструментам можно получить вполне приличную доходность.

Как вели себя ваши клиенты во время обвала фондового рынка?

Достаточно спокойно, без паники. В общем и целом можно выделить три модели поведения. Первая – «все продать». Многие боялись еще большего падения и стремились как можно быстрее зафиксировать результат. Что характерно, многие из этих людей позднее снова входили в фонды.
Вторая модель поведения подразумевала не продажу, а докупку паев «на низах». Мы сами такую стратегию рекомендовали и значительная часть людей ею воспользовались. Они сейчас вполне довольны: низкий старт позволил им не только покрыть убытки, но и выйти в плюс по портфелю паев в целом. Наконец, были и те, кто придерживался третьей модели поведения – ничего не делать, а ждать и анализировать, как будут развиваться события.

Не секрет ведь, что многие клиенты управляющих компаний разочарованы: на росте каждый умеет заработать, а вот не потерять заработанное почти никому из управляющих компаний не удалось…


Здесь не совсем верно говорить о разочаровании. Отрасль коллективных инвестиций изначально и создавалась как альтернатива банковским продуктам, но с повышенным уровнем риска. Те, кто инвестировал в рынок, понимал, что рискует, и знал, ради чего. Безусловно, падение осени 2008 года было существенным, но многие понимали,  что это не проблема отдельно ПИФов или отдельно российского фондового рынка - это экстраординарная ситуация, которая затронула весь мир.
После падения основным вопросом для клиентов стал вопрос, когда все вернется на прежние уровни. Соответствие доходности паёв и рынка вышло на первый план. Клиенты сравнивают работу фондов разных управляющих компаний. Но ведь для выбора компании, которой можно отдать свои деньги, недостаточно просто сравнить пару цифр. Нужно проанализировать множество факторов, которые, в конце концов, соединятся в одно простое на первый взгляд понятие – надежность. Наша задача сегодня – максимально обезопасить вложения на случай возможных падений, но в тоже время в полной мере отразить в результатах работы фондов рост рынка. Мы внимательно следим за ситуацией, максимально дифференцируя вложения.

Вы считаете, интерес к паевым фондам не угас окончательно? Говорят, что многие пайщики предпочитают теперь самостоятельно торговать на фондовом рынке, разочаровавшись в управляющих…

Мне видится, что интерес к фондам временно находится на достаточно низком уровне по вполне объективным причинам: неопределенность ситуации на фондовом рынке, снижение доходов и проблемы с обслуживанием существующих кредитных обязательств  активной группы населения. Однако все это факторы временные и преходящие, тем более новых альтернатив вложения средств не появилось. Кроме того, мы не собираемся ждать у моря погоды и считаем, что сейчас дело за нами: необходимо адаптировать продукт под текущие потребности клиентов, сделать его более защищенным и открытым для инвесторов. 
Кризис действительно научил людей более вдумчиво подходить к инвестированию. Теперь уже нет клиентов, непомнящих название фонда, в который они вложили свои деньги. Что касается брокерского обслуживания – действительно, были ситуации, когда пайщики заявляли, что хотят попробовать торговать самостоятельно. Но это не тенденция, а варианты поведения особо активных, ищущих альтернативы. Ведь все прекрасно понимают разницу в услугах. Брокерское обслуживание – это следующий уровень работы на фондовом рынке, более сложный, с личной ответственностью за совершенные действия. Впрочем, на мой взгляд, пробующие самостоятельно торговать быстро распрощаются с иллюзиями относительно легких заработков. Особенно в условиях экстремальной волатильности, в которой мы сейчас находимся.

Какие рекомендации Вы даете сейчас клиентам при формировании их инвестиционных портфелей?

Для начала, инвестор должен определить, какой стратегии он хочет придерживаться – активной или пассивной. Если пайщик видит себя в качестве активного инвестора, необходимо составлять инвестиционный портфель, исходя из перспектив той или иной отрасли, последних тенденций фондового рынка. Чтобы постоянно находиться в информационном поле рынка и его управляющей компании, по всем вопросам инвестор должен регулярно обращаться за консультацией в УК, отслеживать ситуацию в выбранных для инвестирования фондах, совершать операции с купленными паями, меняя стратегию инвестирования, анализировать вместе со своим менеджером новые объекты для инвестирования, оптимальные при текущих рыночных условиях.
Клиентам, придерживающимся пассивной стратегии на долгосрочном инвестиционном горизонте, надо очень грамотно подойти к первоначальному выбору инструментов инвестирования – исходя из цели, сроков и суммы вложения, чтобы потом не чаще одного раза в год менять приоритеты, быть может докупать паи, исходя из своих возможностей. Для этого необходимо создать наиболее диверсифицированный портфель и наметить контрольные даты для проверки ситуации.

Журнал «Наши деньги», №2, от 05.02.2010 г.


Санкт-Петербург

Отделения УК БФА

Отделения Агентов